Форум » Жизнь » Статья о подготовке рефератов » Ответить

Статья о подготовке рефератов

Merlin Ag: Статья, в которой рассматривается теоретическая и практическая стороны применения и создания рефератов. Писалась давно (в начале 2000 гг.), но вполне актуальна и сегодня. Автор неизвестен. Зачем нужны рефераты Россия, все-таки, уникальная страна. Российский сектор Интернета — единственный в мире, где школьные и студенческие рефераты не только представлены в огромных количествах, но еще и относятся к «горячей информации». Серверы, хранящие коллекции рефератов, посещаются даже чаще, чем развлекательные. Этому можно было бы радоваться, если бы на одно маленькое «но». Дело в том, что в нашей образовательной системе рефераты превратились в особую форму самостоятельной деятельности, развивающей не столько навыки исследовательской работы, сколько навыки начетничества. Попробуйте сами сопоставить, сколько заданий на написание рефератов вам давали за время учебы и то, сколько занятий с вами проводили на тему о том, как правильно собирать информацию и писать рефераты. Для преподавателей, не умеющих или не желающих организовать индивидуальную подготовку учащихся, рефераты стали замечательным средством формализации обучения. Раздал темы, собрал работы, расставил оценки, и все! Если, паче чаянию, из десятков собранных работ окажутся две-три, заслуживающие внимания, то можно организовать учебную конференцию, оформить рефераты, как доклады, поставить «огромную галочку» о проделанной работе, а заслуженных учеников поощрить освобождением от экзамена или зачета.Разумеется, учащиеся знают об этих «правилах игры». Они догадываются, что в реферате самое главное — не содержание, а сдача и приемка. Именно поэтому и есть огромный спрос на готовые рефераты, опубликованные в Интернете или на сборниках CD-ROM. Там же, где рефераты готовят не для «галочки», где прививают приемы исследовательской работы, там реферат не является отчетом. Это не итог, а начало. Правильно подготовленный реферат — это основа для другой, более содержательной работы. Тогда никому не придет в голову копировать чужой реферат из Сети и сдавать его вместо своего. Тем, кто окончательно махнул на себя рукой и не намерен заниматься разработкой собственных рефератов ни сейчас, ни в будущем, можно порекомендовать следующие коллекции: •коллекця рефератов на нетехнические темы: http://cclib.nsu. ru/tcd/referats/ •коллекция рефератов «На куличках»: http://referat.kulichki.net/ •российская коллекция рефератов: http://www.referat.ru/referat/ •московская коллекция рефератов: http://www.students.ru/referats/ •центральный банк российских рефератов: http://dic.miem.edu.ru/referat/ Что такое реферат Многие учащиеся слегка заблуждаются, когда полагают, что реферат — это самостоятельное сочинение на заданную тему. На самом деле реферат — это не сочинение, а обзор публикаций, доступных по заданной теме. Обзор, в отличие от сочинения, не требует ни фантазии, ни оригинальности мышления, ни высказывания новых идей. Разумеется, в реферате можно приводить собственные утверждения и высказывания, но, во-первых, это совсем не обязательно, а во-вторых, уместно не во всех разделах работы. Возможно, если бы все учащиеся хорошо знали, что реферат — это совсем не сочинение, то и желающих писать рефераты было бы больше. Создание рефератов очень похоже на коллекционирование почтовых марок. Представьте себе, что перед вами лежит десяток почтовых марок, и ваша задача аккуратно их расположить. Один человек расположит их в хронологическом порядке, другой — по возрастанию номиналов, третий — в порядке возрастания геометрических размеров, четвертый — по странам, а пятый сгруппирует марки по темам: «спорт» — в одну группу, а «природу» — в другую. Обратите особое внимание на то, что каждый проведет при этом небольшое исследование. Точно так же происходит и подготовка реферата. Сначала собираются исходные материалы на заданную тему (книги, статьи, заметки, иллюстрации), а потом выдержки из них группируются в том порядке, который удобен автору. Как и во всяком деле, успех зависит от наличия исходных материалов и практических навыков. С исходными материалами может очень помочь Интернет, а с практическими навыками вам никто не поможет, кроме вас самих. Раньше для подготовки реферата приходилось либо ходить в библиотеку, либо иметь библиотеку дома. Сегодня нужное количество публикаций по любой теме можно подобрать в Интернете быстрее, чем дождаться в библиотеке исполнения своего заказа. А что касается практических навыков, то они потому и называются «практическими», что приобрести их можно только в работе. Можно загрузить из Интернета десятки готовых рефератов и все их успешно сдать. Возможно, при этом в учебном журнале появятся хорошие отметки, зато практические навыки при этом ничуть не возрастут. Виды рефератов Существуют разные типы рефератов и, соответственно, к ним подходят разные модели подготовки. Если говорить обобщенно, то можно выделить четыре основных типа: учебные, контрольные, служебные и творческие рефераты. Учебные рефераты Учебные рефераты — это, как правило, те, которые нам задают в качестве самостоятельных работ в школах и вузах. У них одна цель — научить нас работать эффективно. Эффективность — это не объем, а максимум результата при минимуме затрат сил и времени. Кто-то может подумать, что самый эффективный подход состоит в том, чтобы найти в Интернете готовую работу и сдать ее вместо своей. Однако, это не совсем так. Если бы цель реферата состояла в том, чтобы только его сдать, то это было бы верно, но поскольку на самом деле цель состоит в том, чтобы научиться работать, то эффективность оказывается нулевой. Обратите внимание на особенность учебных рефератов. От них не требуется практической отдачи. Ниже мы рассмотрим другие типы рефератов, имеющие гораздо больший практический смысл, а сейчас подчеркнем, что у тех, кто не научился готовить учебные рефераты, уже не будет ни времени, ни навыков для разработки практических рефератов. Так что рассматривайте учебные рефераты как бесплатную возможность приобрести билет на хорошие места в собственное будущее. Не хотите им воспользоваться — не надо. Только помните, что тот, кто сдает чужой реферат в качестве своего, напоминает героя известного анекдота, обманувшего кондуктора. Он купил билет, а сам не поехал. Контрольные рефераты Контрольные рефераты используют для проверки готовности человека к исполнению той или иной работы. Если в учебном реферате автор представляет тему, то в контрольном реферате он представляет себя (через свое представление темы). Очень важно отличать контрольный реферат от учебного, поскольку на первый взгляд разница не всегда заметна. Преподаватель, желающий выделить из группы студентов двух-трех человек, с которыми стоит заниматься индивидуально, может предложить всей группе написать учебные рефераты. При этом большинство студентов и не догадываются, что на самом деле их рефераты будут рассматриваться как контрольные, а потом удивляются, почему некоторые их товарищи раньше других приобщились к практической работе, почему им доверили написание статей в престижные журналы, приглашают на конференции и направляют на обучение за рубеж. Реферат контрольного типа в обязательном порядке сдается при поступлении в аспирантуру и некоторые другие (особенно зарубежные) учебные заведения. В ряде случаев он может называться «эссе», и тогда он ближе к сочинению — в нем желательно отразить свое личное отношение к изучаемому вопросу. При подготовке контрольного реферата следует подать материал так, чтобы доказать свое моральное право заниматься той темой, по которой готовится реферат, а для этого важно, чтобы в него попали наиболее представительные труды известных ученых. Поэтому в начале работы надо не просто подобрать как можно больше литературы, но и критически выделить в ней наиболее значимые труды. Сегодня при устройстве на престижную работу у соискателей также могут требовать предоставление реферата по теме, которой занимается фирма. Это особенно важно, когда на работу устраивается молодой человек. У специалистов со стажем можно запросить отчет о результатах их прошлых проектов, «резюме» или рекомендации, а у молодого человека, только что окончившего учебное заведение, ничего этого нет. С помощью реферата можно проверить «мотивацию» работника, выяснить, насколько он знаком с этим видом деятельности, представляет ли она для него личный интерес, и не бросит ли он работу вскоре после того, как приобретет первые навыки. Современные работодатели не намерены за свой счет учить практическим навыкам людей, которые могут покинуть их в любой момент. При подготовке рефератов, предоставляемых для трудоустройства, надо обратить внимание не только на широту и глубину знаний, но и на оперативность работы. Приведем пример. Молодой и весьма способный автор работ по компьютерной тематике М., имевший публикации в, технических журналах, обратился в компьютерную фирму с просьбой о постоянной работе в отделе маркетинга. Глава фирмы попросил его подготовить аналитический обзор на тему «Основные источники бесплатных программ в Интернете». На вопросы об объеме и сроках исполнения работы ему было объявлено, что все это по личному усмотрению. Разумеется, глава фирмы мог попросить его в течение пятнадцати минут установить адреса крупнейших источников бесплатных программ в Интернете, но ему было важно проверить, как работник мобилизуется на решении поставленной задачи. Когда через три дня М. позвонил и сообщил о готовности обзора, ему ответили, что необходимость в его услугах отпала. Несмотря на очевидные способности и хороший уровень знаний, М. продемонстрировал свою неготовность вписаться в напряженный график работ. Для того чтобы готовить контрольные рефераты быстро и четко, надо иметь опыт. Поэтому мы вновь напоминаем об учебных рефератах, без которых этот опыт не обрести. Служебные рефераты Служебные рефераты готовят в качестве служебных заданий. Обычно они связаны с тем, что руководству надо срочно изучить какой-то вопрос, а времени на это нет. Тогда задание поручается помощнику (референту, секретарю или специалисту). Глубину проработки и время на разработку задает руководитель, причем времени никогда не бывает достаточно, так что раскачиваться и учиться некогда. Если время не ограничили, это не радость, а горе. Это сигнал тревоги: вас проверяют! В этом случае надо самому себе поставить такой жесткий барьер по времени, какой только можно, исходя из того, что в данной организации считается приличным. Если это учебное заведение, то приличным можно считать недельный срок. Если это коммерческая организация, надо укладываться в сутки. Если при этом придется поработать ночью дома — это в порядке вещей. Интернет тем и удобен, что им можно пользоваться круглосуточно. Творческие рефераты Это самый интересный вид рефератов. Творческие рефераты готовятся для себя и не имеют конкретной цели, хотя на самом деле цели у них, конечно, есть, причем очень масштабные. Прежде чем приступать к написанию чего угодно: курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи или книги, крайне желательно сначала разработать серию рефератов по близким темам. Темы этих рефератов никто и никогда вам задавать не будет, и контролировать работу тоже некому — это дело творческое и личное. Почему работу над творческими материалами лучше начинать с рефератов? Здесь есть, по крайней мере, четыре причины. Первая причина состоит в том, что творческие работы лучше всего выполнять не тогда, когда дано задание, а тогда, когда есть желание. Это намного эффективнее. Работа проходит быстро, весело и интересно. Поводом для написания реферата может стать знакомство с интересной статьей в журнале, освещение какой-то темы по телевидению, знакомство с интересной публикацией в Интернете, интересное сообщение, полученное по электронной почте от информационных серверов. Если отложить эту работу до того времени, когда на нее появится задание, содержание выветрится из головы, первоначальный заряд пропадет, работа получится натянутой и неинтересной. Оперативно создавая рефераты «для себя», можно постоянно пополнять коллекцию. Тогда вы будете в оперативной готовности к выступлению на конференциях, участию в научных сборниках, публикации материалов на серверах Интернета в коммерческих целях. Окружающие будут только удивляться, когда же вы все успеваете. Вторая причина в целесообразности подготовки самостоятельных творческих рефератов состоит в том, что даже опытные авторы редко могут написать хорошую работу с первого раза. Обычно большинство авторов говорят, что если бы им пришлось выполнить ту же работу еще раз, они сделали бы ее иначе. Постоянное недовольство результатами своего труда — неотъемлемая черта творчества. В творчестве нет стандартов и эталонов. Каждый оценивает свой результат субъективно. Если есть недовольство и желание все переделать — это нормально. А вот чтобы не переписывать свои работы бесконечное число раз, начинать их надо не на пустом месте, а на основе заранее подготовленных рефератов. Еще одна причина состоит в том, что в любой творческой деятельности есть противоречие между структурой работы и ее содержанием. Опытные авторы хорошо знают, что тема обладает свойством «вести» автора. Он задумывает одно, а получается нечто совсем иное. Чтобы с этим бороться, авторы заранее продумывают структуру (пишут план). Однако работа, построенная по четкому плану, может быть похожа на строевой устав. Некоторые пытаются работать без плана — тогда работа получается живой и непосредственной, но, увы, далеко не научной. Особенно трудно готовить материалы для публикации в Интернете. Они должны быть увлекательными, иметь четкую структуру, которая потом реализуется с помощью гиперссылок. Поэтому часто работу делают в два приема. Первый раз статью пишут так, как пишется, а потом ее переписывают, чтобы получилась стройная структура, не противоречащая содержанию. Если есть заранее подготовленный реферат, то все получается быстро и эффективно. Четвертая причина желательности предварительных рефератов состоит в том, что обычный человек не может уместить в голове содержание большого труда. По-видимому, курсовая работа — это верхний предел того, что еще можно создавать без специальных заготовок. Диплом уже требует предварительной разработки нескольких рефератов. Какая-то часть работы при этом обязательно останется невостребованной и уйдет в мусорную корзину, но без этого не обойтись. Работа только тогда становится творчеством, когда ее пропускают через сито строгого отбора. Не выбросив девять фотоснимков из десяти, невозможно получить отпечаток, который не стыдно показать знакомым, а профессионалы выбраковывают тридцать девять кадров из сорока, иначе они не были бы профессионалами. Строгий отбор — это основа любого творчества, а чтобы было, из чего отбирать, надо иметь исходные материалы. Творческие рефераты очень хорошо для этого подходят. Методические рекомендации, как можно быстро и эффективно использовать Интернет при подготовке рефератов Сбор материалов для реферата Вскоре мы научимся готовить рефераты с помощью Интернета, но сейчас давайте рассмотрим некоторые подготовительные операции. Первый вопрос: куда мы будем складывать те материалы, которые загрузим из Сети? Подготовка компьютера к сбору материалов Самый простой способ для хранения принятых материалов — это создать где-нибудь на компьютере временную папку, например \Temp и складывать в нее копии всех Web-страниц, которые понравятся. Можете попробовать это сами, но скажем сразу, что вам это не особенно понравится, и вот почему. Если посидеть пару часов в Интернете и все материалы складывать во временную папку, то разобрать их не удастся ни за день, ни за два, а через три дня вы будете с тоской смотреть на горы накопившегося мусора. Легче удалить его, не читая, чем тратить время на изучение. В принципе, существуют специальные программные расширения для браузеров, с помощью которых можно совместить загрузку материалов и их удобную каталогизацию, например GrabNet (www.blewsquirrel.com), iHarvest One (www.iharvest.com). Однако они рассчитаны на крупные научные исследования. Дело в том, что каталогизация требует серьезных размышлений над тем, куда какой материал положить и как его назвать. А серьезные размышления требуют времени, за которое приходится платить деньги сервис-провайдеру. Поэтому в таких нехитрых исследованиях, как сбор материалов для реферата, лучше обходиться подручными средствами. Те, кто пользуются броузером Internet Explorer 5, имеют встроенное (кстати, отвратительно работающее) штатное средство каталогизации материалов при сохранении. Интересно отметить, что оно находится не там, где его следовало бы ждать (то есть не в меню Файл), а там, где ему вроде бы делать нечего — в меню Избранное. По команде Избранное -> Добавить в Избранное открывается диалоговое окно Добавление в Избранное, в котором имеется флажок Сделать доступной автономно. По логике вещей предполагается, что если этот флажок установлен, то одновременно с созданием закладки на адрес Web-страницы происходит копирование самой Web-страницы так, чтобы ее потом можно было вызвать непосредственно из меню Избранное, не подключаясь к Сети. К сожалению, редкая страница при этом сохраняется правильно, и не стоит особо рассчитывать на то, что все сохраненное потом удастся просмотреть. Чтобы не забивать голову проблемами каталогизации, есть простой и бесхитростный способ. Заранее, до подключения к Интернету, создайте девять папок на Рабочем столе и назовите их самыми простыми именами: 1, 2,3,... 9 (рис.1). Создают папку на Рабочем столе щелчком на нем правой кнопкой мыши и выбором в открывшемся контекстном меню команды Создать -> Папку. Когда появится значок с именем Новая папка, нажмите клавишу с цифрой от 1 до 9, а затем клавишу ENTER. Можете потренироваться — на всю работу уйдет не более полминуты. В каждую из этих папок мы будем складывать полезные Web-страницы с различных серверов. Переходя к очередному серверу, будем открывать для сохранения страниц очередную папку. 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 Почему папки создаются на Рабочем столе, ведь Рабочий стол — не самое лучшее место для хранения случайных материалов? Дело в том, что собрать в Интернете материалы для реферата — это десятая часть работы. Гораздо труднее и важнее разобрать, рассортировать и применить то, что было собрано, а до этого не всегда доходят руки. То, что кажется очень нужным сегодня, назавтра теряет ценность, а послезавтра уже глаза не глядят на собранные материалы, потому как поджимают новые задачи, а в голове бушуют новые идеи. Папки с документами очень сильно портят аккуратный вид Рабочего стола, и сами просятся, чтобы их разобрали. Кроме того, рядом с ними на Рабочем столе всегда есть Корзина, и папку с отработанным материалом нетрудно в нее перебросить. Не последнюю роль играет также тот факт, что в любую программу, в которой вы будете обрабатывать собранные материалы (допустим, это будет текстовый процессор Word 2000), всегда особенно легко загрузить документы с Рабочего стола. Ну и, наконец, последний довод относится к тем, кто подключается к Интернету не со своего, а с чужого компьютера, например в клубе, библиотеке, Интернет-кафе. Уносить материалы с собой вам придется на дискете, а для этого в контекстном меню Рабочего стола есть очень удобная команда Отправить. Завершив работу, выделите свои папки, щелкните правой кнопкой мыши и дайте команду Отправить -> Диск 3,5 (А). Почему папок именно 9, а не больше? Если хотите, можете создать хоть сто папок. Но поверьте опыту: посетив девять серверов, посвященных теме будущего реферата, вы найдете столько материала, что дай вам Бог его разобрать и использовать. Лучше чего-то недобрать, чем перебрать, а потом не суметь обработать. В конце концов, никто ведь не запрещает провести дополнительный сбор материала, когда чего-то не хватит. Поиск исходных материалов Давайте рассмотрим пример. Допустим, нам дано задание написать реферат о Христиане Гюйгенсе. Допустим также, что мы не знаем, кто это и чем он занимался. Если бы мы знали, что это известный голландский физик XVII века, то могли бы воспользоваться одним из поисковых каталогов Интернета для поиска биографий физиков (www.atrus.ru или www.yahoo.com). Но поскольку нам это не известно, надо воспользоваться поисковым указателем, например www.aport.ru. Тем, кто успешно читает документы на английском языке, можно порекомендовать поисковый указатель «Northern Light» (www.northernlight.com). Для исследовательской работы это самая удобная поисковая система. Кстати, для работы с зарубежными поисковыми указателями не мешало бы знать, как по-английски пишется фамилия Гюйгенс. Пока мы этого не знаем, но не исключено, что при изучении российских ресурсов найдем какую-то ссылку на его труды, где фамилия будет записана по-английски. 1. Подключаемся к Интернету, заходим на сайт поисковой системы «Апорт», вводим в поле поиска ключевое слово Гюйгенс и нажимаем кнопку Найти. Через несколько секунд получаем результат: система обнаружила 303 документа на 172 Web-сайтах в Интернет 2. Используем первую попавшуюся ссылку на документ «Волны и эфир». Сохраняем документ в папке с номером /1 и далее используем ссылки, имеющиеся в этом документе. Через несколько минут получаем биографическую справку с портретом. Здесь же видим, что Гюйгенс был не только физиком, но еще и математиком, механиком и астрономом. Заодно обнаруживаем, как его фамилия пишется по-английски: Huygens. Найденную страницу сохраняем в той же папке с номером /1. Все документы, обнаруженные на текущем сайте, сохраняем в ту же папку, а потом возвращаемся к странице результатов поиска в системе «Апорт» и проверяем содержимое следующего сайта. Его материалы копируем в папку /2 и так далее. Если есть желание, можно узнать, что известно о Гюйгенсе в мировых ресурсах Web. Зная ключевое слово Huygens, на сервере системы «Northern Light» можно получить около 30 тыс. ссылок на документы. Зная, что Гюйгенс был физиком, можно попробовать воспользоваться поисковым каталогом «Атрус» и посмотреть, что есть в разделе Образование -> Естественные науки -> Физика, но в данном случае к прямым ссылкам на информацию о Гюйгенсе это не приведет. Не приведет к прямому результату даже поиск в каталоге «Yahoo» в разделе Science > Physics > Physisists (Наука > Физика > Физики). Как видите, несмотря на то, что в Сети имеются десятки тысяч документов с информацией о Гюйгенсе, в поисковых каталогах они могут быть не представлены. Собрав первые порции исходных материалов, отключитесь от Интернета. Все дальнейшие операции можно проводить в автономном режиме. Подходите к работе неформально. Собирайте не только то, что напрямую относится к теме реферата, но и коллекционируйте дополнительные материалы. Так, например, собирая в качестве примера материалы о Гюйгенсе, мы нашли очень интересные сообщения о космическом зонде «Гюйгенс», который сейчас летит вместе с межпланетной станцией «Кассии» к Сатурну и в ноябре 2004 г. совершит посадку на поверхность его спутника Титана, где, как предполагают некоторые ученые, возможны некоторые формы жизни. Кстати, аппарат получил имя Гюйгенса потому, что именно Гюйгенс открыл спутник Сатурна Титан с помощью усовершенствованного им телескопа Галилея. Зачистка собранных материалов Далеко не все, что содержится на загруженных нами Web-страницах представляет собой ценность для реферата. На некоторых страницах информация может дублироваться, некоторые страницы содержат кроме полезной много лишней информации. На этапе первичной обработки мы отберем только те данные, которые нам действительно пригодятся. Для первичной обработки нам потребуется какой-нибудь текстовый процессор, например MS Word. Если у вас его нет, можете воспользоваться стандартным текстовым процессором Word Pad (Пуск > Программы > Стандартные > Word Pad) или даже редактором Блокнот (Пуск > Программы > Стандартные > Блокнот). Смысл работы состоит в том, чтобы с помощью мыши выделять нужные фрагменты текста на Web-страницах, а потом копировать их в документ Word. В итоге вместо множества файлов, по которым разбросана информация, принятая из Интернета, мы должны получить один файл Word, в котором не будет ничего лишнего, кроме текста. В целом технология напоминает старинный подход, когда с помощью ножниц из черновиков вырезали фрагменты текста, а потом наклеивали их на новую страницу. В студенческих кругах его называли методом Рекле (от слов режь и клей!). Алгоритм работы методом компоновки материалов в одном файле таков. 1. Запустите текстовый процессор и создайте в нем новый (пока пустой) документ. Запустите браузер и откройте в нем первую из ранее собранных Web-страниц. Сначала на Web-странице выделите текст протягиванием мыши. Если весь текст Web-страницы годится в дело, его выделяют комбинацией клавиш CTRL+A. Щелкните на выделенном тексте правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выберите команду копировать. На Панели задач переключитесь в окно текстового процессора. Установите указатель мыши в то место, куда будет копироваться текст, и дайте команду Правка > Специальная вставка > Неформатированный текст. Смысл специальной вставки состоит в том, что обычно Web-страницы кроме текста содержат множество прочих элементов: таблицы, гиперссылки, рисунки и мн. др. Если делать не специальную, а обычную вставку, то они перейдут в готовящийся документ, и будут активно мешать работе с ним. С помощью Панели задач вновь переключитесь в окно браузера и действуйте в том же порядке. Закончив обрабатывать один Web-документ, загружайте второй, третий и так далее. Закончив обрабатывать всю папку, переходите к следующей. Обработанные папки отправляйте в Корзину. В итоге должно получиться следующее: - Рабочий стол очистится от всех собранных материалов и примет первозданный вид; - в Корзине останутся страховочные копии собранных материалов, если вдруг окажется, что вы что-то упустили из виду; - отобранные тексты будут собраны в одном документе. В идеале всю работу вы проведете без помощи клавиатуры. Может быть, лишь изредка придется нажимать клавишу ENTER в текстовом процессоре, чтобы перейти на новую строку. Смысл технологии состоит в том, что работа совершенно не утомительна и даже доставляет удовольствие. Мы надеемся, что вы умеете работать с текстовыми процессорами. Если это не так, приобретите необходимую литературу и обязательно восполните этот пробел! Обработка исходных материалов Анализ материалов В итоге мы должны получить огромный исходный документ, из которого будем постепенно делать реферат. Размер этого документа в несколько раз больше, чем нам необходимо. Это не удивительно, ведь мы собирали информацию с разных серверов, и не исключено, что многое повторяется по несколько раз. Наша первая задача — провести ревизию того, что у нас есть. Откройте файл в текстовом процессоре и прочитайте собранные тексты. Перед каждым законченным текстовым блоком поставьте краткий заголовок, характеризующий его содержание, например: Происхождение и образование (это про ранние годы жизни Гюйгенса); Исследование волновых свойств света; Работы по математике; Исследование планет; Литература (если удастся найти списки рекомендуемой литературы) и т. д. Не исключено, что отдельные заголовки будут повторяться по несколько раз, тогда нумеруйте их цифрами: Маятниковые часы, Маятниковые часы — 2, Маятниковые часы — 3 и т. д. К каждому из поставленных заголовков примените стиль заголовка. В программе Microsoft Word стиль оформления текста выбирают в раскрывающемся списке на панели форматирования. Чтобы заголовки не выглядели слишком большими, примените к ним некрупный стиль третьего уровня, например Заголовок 3. Когда все собранные материалы прочитаны и заголовки расставлены, надо взглянуть на документ так, чтобы видеть только заголовки (без текста). Для этого в текстовом процессоре Microsoft Word есть специальное средство, называемое режимом просмотра структуры документа. В программе Microsoft Word 2000 переключение в режим просмотра структуры выполняют командой Вид > Структура или с помощью кнопки управления просмотром, которая расположена в левом нижнем углу экрана. На панели управления структурой щелкните на кнопке с цифрой 3. Тогда в документе будут показаны только заголовки с первого по третий уровень включительно, а основной текст отображаться не будет. В этом режиме можно охватить весь документ одним взглядом и проанализировать то, что было собрано. Комфортное представление документов возможно только благодаря присвоению заголовкам специального стиля. Без этого в режиме структуры мы бы увидели весь документ целиком, а нам нужна только его структура, которую и определяют заголовки. Компоновка материалов ...

Ответов - 7

Merlin Ag: ... Тексты, которые мы сумели собрать при подготовке исходных материалов, составляют содержание документа. Однако содержание — это еще далеко не весь документ. Чем объемнее труд, тем большую роль играет его структура, то есть порядок следования содержательных разделов. Поскольку мы собирали исходные материалы с различных серверов, то структура документа у нас совершенно беспорядочная. Однако ее нетрудно поправить. В том же режиме просмотра структуры документа на панели управления структурой есть кнопки со стрелками, направленными вверх и вниз. Установите курсор на заголовок, который хотите переместить, после этого щелкайте мышью на кнопках со стрелками и заголовок перейдет на надвое место. Вместе с заголовком перейдет и тот текст, который к нему относится, хотя на экране в режиме просмотра структуры документа этого и не видно. Перемещая заголовки, соберите вместе разделы, которые относятся к детству и юности X. Гюйгенса, к его научным исследованиям, к работам по физике, математике, астрономии. Эта часть работы очень похожа на раскладывание почтовых марок при подготовке тематической экспозиции. Управление структурой документа Прежде чем править структуру документа, надо определить, что же мы хотим получить. Если реферат посвящен какому-то историческому лицу, как в нашем случае, то логично располагать разделы примерно в соответствии с его биографией. При этом внимательно следите за ключевыми моментами в биографиях исторических лиц. Смотрите, как соотносятся даты, их жизни с датами жизни других известных вам людей (в работе про Гюйгенса очень важно соотнести его труды с работами Галилея, Ньютона и Паскаля) и с датами известных исторических событий. Если реферат посвящен событию (научному открытию, общественному преобразованию, вооруженному конфликту и т. п.), то порядок может быть другим. Сначала идут предпосылки, которые способствовали данному событию, потом обзор ситуации, сложившейся к моменту его наступления, затем описывается характер протекания события и, наконец, анализируются его последствия. Если реферат посвящен природному или техническому объекту или явлению, то порядок как правило хронологический. Он соответствует развитию общественных знаний об объекте или явлении. Создание реферата Закончив правку структуры исходных материалов, переключитесь в один из режимов просмотра документа: Вид > Обычный или Вид > Разметка страницы. Вы увидите, что перед вами уже почти готовый документ. У него только два недостатка: во-первых, он избыточен, так как в нем многое повторяется по несколько раз, а во-вторых, это не самостоятельная работа, потому что все здесь собрано из чужих трудов, а не написано своими руками. Впрочем, когда у нас есть структура документа, остальное уже дело техники. Балансировка реферата Пройдитесь по реферату сверху вниз и удалите все, что повторяется по несколько раз. Собственноручно перепишите те места, где происходит переход от одной темы к другой. Если вы внимательно анализировали собранные материалы и у вас накопились дополнительные вопросы, то найдите на них ответы и отразите их. В итоге общий объем материала должен сократиться в 5—6 раз, и многое из ранее собранного должно замениться собственными суждениями и высказываниями. Как писать введение Для окончательной доводки реферата в нем не хватает двух разделов: введения и заключения. Вот об этом мы здесь и поговорим. Те, кто не имеет опыта, считают их самыми трудными, хотя на самом деле они удивительно просты. Главная хитрость состоит в том, что хотя введение и стоит самым первым разделом, писать его надо в последнюю очередь. Пока работа не завершена, не стоит тратить время на «высасывание введения из пальца». Все равно ничего хорошего не получится. У введения может быть самостоятельная тема, например из числа «дежурных» — актуальность работы. Под актуальностью понимается значение того, о чем написано в реферате для вас лично, для других людей, для всего человечества, для науки, техники, культуры и т. п. Например, в реферате про Гюйгенса достаточно только перечислить приборы и устройства, в которых сегодня используются его открытия, чтобы получить хорошее введение. Введение, основанное на актуальности, применяют в учебных рефератах, как правило, а в контрольных рефератах оно обязательно. Если действовать нестандартно, тему введения можно сделать «контрастной» к теме самого реферата. Например, если реферат посвящен Гюйгенсу, то введение можно посвятить рассказу о спускаемом аппарате «Гюйгенс», который сейчас летит к Сатурну в составе космической станции «Кассии», а потом плавно перейти к человеку, в честь которого был назван аппарат. Такой подход удобен для творческих рефератов. В служебных рефератах важно сделать введение таким, чтобы оно сэкономило время заказчика, необходимое для чтения реферата. В идеальном случае заказчик должен читать только введение и заключение (выводы), и лишь, если у него возникнут дополнительные вопросы, тогда обращаться к основному тексту. Начальство ценит специалистов, способных готовить аналитические отчеты, на изучение которых требуются считанные минуты. Поэтому в служебных рефератах рассуждать об актуальности темы считается неприличным. Само собой разумеется, что раз руководитель дал задание подготовить работу, то она для него, конечно же, актуальна. Обычно во введении к служебному реферату четко оговаривают рамки исследования. Например, можно сказать, что Христиан Гюйгенс был выдающимся астрономом, физиком, механиком и математиком. Но в данной работе мы останавливаемся только на его достижениях в области волновой оптики, плюс даем развернутую характеристику эпохи, в которой он работал, и рассматриваем его взаимодействие с другими известными физиками, например с Р. Гуком и И. Ньютоном. Как писать заключение Почти во всех видах рефератов заключение можно оформлять в виде выводов. С выводами, как и с введением, тоже связана своя хитрость, о которой не все знают. Дело в том, что в выводах не должно быть ничего сверх того, что есть в основном тексте. То есть, выводы легко готовятся на основе готового текста. Важно только сделать их краткими и четкими. Сколько выводов должно быть — это не вопрос. Их никогда не бывает больше или меньше, чем это вытекает из основного текста. В контрольных рефератах кроме выводов в заключении можно указать перспективные смежные темы для исследования — те проблемы, которые всплыли в ходе вашей работы, но не были вами раскрыты. Так, например, из исследования творчества Гюйгенса в области маятниковых часов может родиться интересная тема о том, как средневековая церковная реформация повлияла на развитие часовой промышленности в Швейцарии. Эта тема совершенно не связана с работами Гюйгенса, но она объясняет успех швейцарской часовой промышленности в наши дни и представляет научный интерес. О списках литературы Реферат не может обойтись списка литературы. Еще лучше — когда их два. Это связано с тем, что реферат — не сочинение, и он по определению основывается на первоисточниках. Даже если вы подготовили реферат с помощью Интернета, это не меняет дела. Публикации в WWW — это те же первоисточники, и их тоже надо указать. Правда, в отличие от обычных книг и статей при указании URL-адресов в списках литературы желательно указывать и дату, когда вы получили данный ресурс. Это связано с тем, что информация в Интернете быстро устаревает и часто меняется. Чтобы читатели вашего реферата могли оценить актуальность первоисточников, не поленитесь указать дату просмотра Web-pecypca. Ее указывают в угловых скобках, например, так: Персоналии 17-18 веков, http://phdep.ifmo.ru/~optics/spirkina/optiki/fizopt.htm <22.09.00> Гюйгенс. Волны и эфир, http://phdep.ifmp.ru/~optics/spirkina/optiki/fizopt9.htm <20.09.00> Вполне может быть, что при просмотре Web-страниц, ранее сохраненных на жестком диске, не удастся установить их URL-адрес. В этом случае надо просмотреть ту же Web-страницу в виде кода HTML. Браузер Internet Explorer 5.0 хорош тем, что при сохранении Web-страниц вставляет в код HTML комментарий, где указано, из какого адреса страница была сохранена. Чтобы увидеть этот адрес, откройте сохраненную страницу в браузере и дайте команду Вид > В виде HTML. Адрес первоисточника находится в начальной части кода. Не надо запоминать, откуда был скопирован тот или иной документ. Браузер делает это автоматически. При сборе информации в Интернете могут попадаться Web-страницы, на которых уже имеются списки литературы по нужной теме. Спрашивается: «Можно ли указывать эту литературу в своем реферате, если реально она не использовалась?» Ответ положительный: «Не только можно, но и нужно!». Правда, лучше ее выделить в отдельный список. Использованную литературу можно указать в «Списке использованной литературы», а прочую — в «Списке рекомендованной литературы» или в списке «Прочей литературы». Указание той литературы, которой мы не пользовались, полезно для тех, кто будет читать нашу работу. Свои работы всегда надо готовить так, чтобы они могли принести как можно больше пользы другим людям, даже если вы не надеетесь, что их будет кто-то читать, кроме преподавателя. Кстати, в вузах преподаватели очень часто раздают студентам темы учебных рефератов в русле собственных исследований в расчете именно на то, что те найдут новые интересные первоисточники. В таких случаях основная ценность реферата как раз и заключается в списке литературы. [Пост отредактирован 02:10 23.05.06 - The Watcher Ag]
The Watcher Ag: Ниасилил. О чем речь-то?

guber: судя по теме про рефераты


The Watcher Ag: Исправил пост чуток - убрал символы переносов, отформатировал подзаголовки. Насколько понимаю, оригинал - в Ворде. Мерлину поручается скинуть мне его мылом, чтобы я мог хоть схематически восстановить используемый в статье рисунок №1. Меня, кстати, всегда удивляли люди, которые, по-видимому, считают, что для переноса материала в голотекстовый вид достаточно откопипастить его из Ворда или HTML'а... Элементарное форматирование - это излишняя роскошь, ага...

Merlin Ag: торопился :), и ты знаешь, что я так не считаю :))

Quester: Речь о том, как научиться писать рефераты, как правильно их написать и зачем это надо :) Мерлину респект за статейку ;)

Святогор: Ресь так же о том, чему люди учатся, когда пишут разные виды рефератов и чему они учатся, когда скачивают рефераты из интернета.



полная версия страницы